Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям
Российский Книжный Союз
Национальная
программа
поддержки и развития чтения
Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена
тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей
стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам и Россия
могла успешно конкурировать в рамках мировой политики
и экономики с другими странами и в то же время конструктивно
взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует
недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей
во всех слоях российского общества, а сравнительно
низкий уровень общекультурной компетентности
всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного
решения накопленных сложных проблем.
Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в
российском обществе (на фоне других существующих острых
общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу
пренебрежения чтением.
Такое положение сопряжено с большим социальным риском,
поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных,
интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций,
образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность
и конкурентоспособность страны.
Определенное снижение интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция,
и во многих странах предпринимаются активные попытки этому
противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития
любой страны.
Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однакоподдержание высокого уровня письменной
и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской)
культуры.
Сегодня в переходном российском обществе главная задача
заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего
поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных
читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают
основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать
за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности.
В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается
комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых
политических и экономических реформ, глобализации, развития
информационного общества.
Реализация Программы поможет существенным образом
изменить и в обществе, и в государственных структурах
отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления
эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.
Реализация такой политики приведет к повышению интеллектуального
потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет
способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны.
Наименование Программы |
Национальная программа поддержки и развития чтения |
Заказчики |
Федеральное агентство
по печати и массовым коммуникациям Российский книжный
союз |
Основные
разработчики Программы |
Межрегиональный
центр библиотечного сотрудничества 000 «Стратегика» |
Цели и задачи
Программы |
Цель разработки и реализации Национальной программы
поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной
компетентности членов общества за счет: • Повышения
читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию,
представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных
и общественных целях • Роста читательской активности (охвата и интенсивности)
граждан — субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной
адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа ЗАДАЧИ: • Упорядочение
социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения —
библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента
различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения,
системы научно-методического изучения проблем чтения • Создание
системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления,
обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного
пространства • Создание
системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т.е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов,
формирующих и реализующих политику в области чтения |
Важнейшие
целевые индикаторы и результаты |
• Повышение
культурной компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами • Повышение
читательской компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами • Рост
читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего
успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения)
• Увеличение доли граждан, вовлеченных
в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами
обучения • Увеличение
доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения • Увеличение
доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента • Увеличение
доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных
доступностью используемого контента |
Сроки и этапы
реализации Программы |
2007—2020 годы 1 этап-2007-2010 гг. 2 этап-2011-2015 гг. 3 этап — 2016—2020 гг. |
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6