Программа представляет собой систему взаимо¬связанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны. Цель разработки и реализации Национальной прог¬раммы поддержки и развития чтения заключается в по¬вышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня: • читательской компетентности, понимаемой как со¬вокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и ус¬ пешно ее использовать в личных и общественных целях; • читательской активности (охвата и интенсивнос¬ти) граждан-субъектов чтения до соответствующего ус¬ пешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа. Повышение уровня читательской компетентности граждан обусловлено: • возрастанием степени доступности, количества, качества и разнообразия прочитываемой литературы (текстов); • развитием среды для обсуждения прочитанного; • увеличением возможностей для повышения уров¬ня читательской компетентности. Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения: • доступности, качества и разнообразия выпускае¬мого контента и его носителей (платформ); • интереса граждан к регулярному чтению, чтообусловлено вовлечением потенциальных читательс¬ ких аудиторий в эффективные мероприятия популяри¬зации чтения; • доступности и качества возможностей повышения уровня читательской компетентности. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: Ф Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляю¬щих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек и других культурно-просветительских уч¬реждений, системы образования, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных ви¬дов контента на различных носителях (газеты, журна¬лы, документы и т.п.), систем: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, науч¬ного изучения проблем чтения и последующего мето¬дического сопровождения. • Создание системы эффективного информацион¬ ного обмена между институтами инфраструктуры, а также между институтами и системой управления, обеспечивающей упорядочение социокультурного пространства чтения • Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т.е. эффективных меха¬низмов координации и кооперации ведомств и инсти¬тутов, формирующих и реализующих политику подде¬ржки и развития чтения. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Направления усилий и мероприятия программы дифференцируются по типам: • регионов: (продвинутые; имеющие зоны роста; имеющие точки роста; депрессивные); • поселений (мегаполис, крупный город, средний город, малый город, село); • институтов (библиотеки, система образования, книжная индустрия, индустрия производства и распрост¬ ранения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т.п.), системы: популяри¬ зации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научно-методического решения проблем чтения); • читательских групп (знатоки, любители, проявля¬ющие интерес, читающие от случая к случаю, не читаю¬ щие; дети и юношество, иммигранты, интеллектуаль¬ная элита и др.); • контента (образовательный, просветительский, развлекательный); • средств распространения информации (книги, га¬зеты, журналы, документы на бумажных и электронных носителях). Для реализации целей и задач Программы исполь¬зуется следующая совокупность универсальных и спе¬циальных методов и средств: Универсальные: • диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сер¬висов; наличная информация, которой могут распола¬ гать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуще¬ ствляется как соотнесение спроса и предложения и вы¬ явление причин расхождения между ними; • пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отоб¬ранных так, чтобы наиболее полно представлять каж¬ дое из ранее выделенных дифференциальных направ¬лений; • мониторинг результатов эксперимента и последу¬ющей расширенной реализации программы; • оценка социальной и экономической эффектив¬ности реализации программы; • укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социаль¬ ной необходимости в российском обществе. Специальные: 1. В отношении читателей: • изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социо¬ культурных групп и слоев; • типичные виды работы с адресными группами чи¬тателей на базе образовательных учреждений, библио-
тек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ. 2. В отношении институтов инфраструктуры чтения: • разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей; • изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на акти¬ визацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности; • разработка специальных проектов и программ для образовательных и просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литератур¬ ных музеев и т.д.); • выявление успешных образцов работы с читате¬ лями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения; • организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной лите¬ ратуры; • создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа «круг чтения», «литера¬ турные новинки» и т.п.);
• создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения; • использование возможностей Интернета для по¬пуляризации чтения. 3. В отношении разработки и корректировки нацио¬нальной Программы: • конкурсы на наиболее продуктивные идеи по ак¬тивизации чтения; • конкурсы на самые эффективные образцы реали¬зации национальной Программы; • мониторинг, выявление и распространение эта¬ лонных образцов решения программных задач по каж¬дому из выделенных направлений; • поощрение лучших исполнителей программ. 4. В отношении тех, кто должен нести ответствен¬ность за активизацию чтения: • переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских уч¬ реждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек; • подготовка и повышение квалификации препо¬давателей гуманитарных дисциплин не только в гу¬манитарных и социальных, но и в технических и есте¬ственно-научных вузах и на соответствующих фа¬ культетах; • организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей; • работа с региональными и муниципальными ад¬министрациями, в первую очередь с органами образо¬вания и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-прос¬ветительских программ, связанных с чтением. 5. В отношении направлений и форм популяризации чтения: • повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама); • наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наг¬лядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, лис¬ товки, закладки, посвященные чтению и книгам); • широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий; • создание механизмов оперативного реагирова¬ния на изменение ситуации в области чтения; • проведение специальных мероприятий (фестива¬ли книги и чтения, литературные праздники и т. д.) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ (НА 2020 г.) • Повышение культурной компетентности населе¬ния России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами. Повышение читательской компетентности населе¬ния до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами: • Рост читательской активности (охвата и интенсив¬ности) населения до уровня, соответствующего успеш¬ной адаптации в сложном, динамичном обществе пере¬ходного типа (доля читающего населения, доля актив¬но читающего населения). • Увеличение доли населения, вовлеченного в сис¬тему повышения читательской компетентности и удов¬летворенного результатами обучения. • Увеличение доли населения, вовлеченного в эф¬фективные мероприятия популяризации чтения. • Увеличение доли населения, а также институцио¬нальных потребителей контента, удовлетворенных ка¬чеством и разнообразием используемого контента • Увеличение доли населения, а также институцио¬нальных потребителей контента, удовлетворенных его доступностью. Конкретные контрольные показатели к каждой цели (там, где необходимо), а также целевые ориентиры бу¬дут разработаны в ходе реализации 1 -го этапа Прог¬раммы. Достижение указанных целей в долгосрочной перс¬пективе предполагает создание мощных институтов инфраструктуры чтения и адекватной системы управ¬ления ими, включая систему мониторинга, а также эф¬фективного информационного обмена в социокультур¬ном пространстве чтения. Все это позволит существенно повысить качество человеческого капитала и тем самым способствовать более успешному решению Россией ее стратегических задач.