Михаил НЕНАШЕВ, профессор, зав. кафедрой
Московского государственного университета печати.
ЧЕЛОВЕК С КНИГОЙ — УХОДЯЩАЯ НАТУРА?[1]
Принятая правительством Москвы
программа по поддержке и пропаганде чтения в столице — первая в отечественной
практике серьёзная попытка объединить усилия различных ведомств и общественных
организаций в решении проблемы XXI века, которая сводится к одному вопросу —
как вернуть читателя к книге? Понадобилось целое десятилетие, чтобы общественное
мнение в России осознало, что чтение нуждается в государственной поддержке,
ибо оно является основным инструментом усвоения и восприятия духовной
культуры нации, важнейшим механизмом сохранения и поддержки интеллектуального
потенциала страны.
Несомненная ценность программы в том,
что в ней определены основные приоритеты и направления деятельности: развитие
детского чтения на основе взаимодействия семьи и школы; совершенствование
библиотечного дела и книжной торговли; формирование общественного интереса к
книге и чтению. Сегодня уже нет нужды говорить об остроте проблемы и глубине
кризиса чтения. Все согласны с выводами социологов о том, что население
России подошло к критическому пределу в своём пренебрежении к чтению, ибо на
данном этапе речь идёт уже о начале необратимых процессов разрушения основы
национальной культуры.
Теперь, когда в Москве подготовлена
обстоятельная программа мер в поддержку чтения, всё будет зависеть от того,
удастся ли реализовать на практике её основные положения. Речь идёт не просто
об увлечении книгой или форме досуга, а об образе жизни людей, где процессы
разрушения идут куда быстрее и легче, чем созидания. В семье, школе,
библиотеке закладывается интерес к чтению и потребность в книге. И вполне справедливо,
что в московской программе проблеме детского чтения уделено особое внимание.
Жизнь учит, что если не сформирован интерес к чтению с детства, то во взрослом
возрасте к книге приходят, не немногие. Так что можно с полным основанием
утверждать: проблемы чтения — это прежде всего проблемы чтения детского и
всего, что связано с ним.
Конечно, одним из первых помощников
здесь может быть школа, но — только опираясь на ту основу, которая заложена в
семье. И всё же, прежде чем предъявлять к школе какие-либо претензии, следует
беспристрастно оценить её крайне ограниченные возможности в сравнении с
всесильным влиянием СМИ, и Прежде всего телевидения, которое ныне поглощает
всё свободное время человека с раннего детства и до самого преклонного
возраста. Что может противопоставить этому всемогущему монстру с его
круглосуточным вещанием школьный учитель с двумя уроками литературы в неделю?
Главная же вина школы видится в том, что она не использует чтение как основное
средство обучения и развития учащихся.
Наиболее важным в реализации программы правительства Москвы является государственная поддержка чтения и книгоиздания. И это естественно. Чтение — сфера духовная, не коммерческая, и без поддержки государства развиваться не может. К тому же, как комплексная проблема, требующая обязательного взаимодействия различных структур и организаций, без государственного управления она не может быть решена. Вопрос этот принципиальный. Объективная оценка кризиса чтения в стране и его причин показывает, что в основе этого, помимо глобальных обстоятельств (появление новых информационных технологий, утрата книгой монопольного положения как главного источника знаний), существуют и сугубо российские. Они сводятся не только к отсутствию государственной политики в области культуры, но и к практическому отказу государства от участия в культурном процессе, в частности, в фактическом уходе из книжной сферы, организации книгоизкнигоиздательской и книгораспространительской деятельности. В связи с этим особая ценность московской программы в том, что она являет собой принципиальную позицию московского правительства, выраженную в обязательном участии государственных органов и структур в решении проблем чтения. Затянувшиеся дискуссии по поводу содержания государственной федеральной программы чтения (они идут уже более 5 лет) убеждают в том, что её нельзя создавать по модели национальных программ западных стран, благополучных по своему социально-экономическому развитию, где проблема чтения является преимущественно культурологической, связанной с развитием культуры, образования. Для России в условиях переходного периода при наличии острых социальных и экономических проблем (обнищание населения и его читающего ядра — интеллигенции) программа чтения, чтобы стать национальной, должна быть преимущественно социальной, то есть её должна обязательно сопровождать государственная поддержка книгоиздания, книгораспространения, библиотечного дела. Мы имеем в виду решение по примеру западных стран таких нормативно-правовых вопросов, как налоги на добавленную стоимость (НДС), льготы на тарифы, цены за аренду помещений, коммунальные платежи для издательств, библиотек, книжных магазинов. В России и, в частности, в Москве, несмотря на многочисленные дискуссии, в течение последних лет эти вопросы так и не решены в полной мере. Если мы не способны освободить от налога на добавленную стоимость все некоммерческие книжные издания, то следовало хотя бы освободить от него так нужную сегодня детскую книгу.
Продолжение