П`ятниця, 03.05.2024, 02:24 | Вітаю Вас Гість

Уляна Баран


ban

Михаил НЕНАШЕВ, профессор, зав. кафедрой

Московского государственного университета печати.

 

ЧЕЛОВЕК С КНИГОЙ — УХОДЯЩАЯ НАТУРА?[1]

 

Принятая правительством Москвы программа по поддержке и пропаганде чтения в столице — первая в отечественной практике се­рьёзная попытка объединить усилия различных ведомств и общественных организаций в решении проблемы XXI ве­ка, которая сводится к одному вопросу — как вернуть читате­ля к книге? Понадобилось це­лое десятилетие, чтобы обще­ственное мнение в России осознало, что чтение нужда­ется в государственной под­держке, ибо оно является ос­новным инструментом усвое­ния и восприятия духовной культуры нации, важнейшим механизмом сохранения и поддержки интеллектуаль­ного потенциала страны.

Несомненная ценность программы в том, что в ней определены основные приоритеты и направления дея­тельности: развитие детского чтения на основе взаимодействия семьи и школы; совер­шенствование библиотечного дела и книжной торговли; формирование общественно­го интереса к книге и чтению. Сегодня уже нет нужды гово­рить об остроте проблемы и глубине кризиса чтения. Все согласны с выводами со­циологов о том, что населе­ние России подошло к крити­ческому пределу в своём пренебрежении к чтению, ибо на данном этапе речь идёт уже о начале необратимых процессов разрушения основы национальной культуры.

Теперь, когда в Москве подготовлена обстоятельная программа мер в поддержку чтения, всё будет зависеть от того, удастся ли реализовать на практике её основные положения. Речь идёт не просто об увлечении книгой или фор­ме досуга, а об образе жизни людей, где процессы разруше­ния идут куда быстрее и легче, чем созидания. В семье, шко­ле, библиотеке закладывается интерес к чтению и потреб­ность в книге. И вполне спра­ведливо, что в московской программе проблеме детского чтения уделено особое внима­ние. Жизнь учит, что если не сформирован интерес к чте­нию с детства, то во взрослом возрасте к книге приходят, не­ не­многие. Так что можно с пол­ным основанием утверждать: проблемы чтения — это преж­де всего проблемы чтения дет­ского и всего, что связано с ним.

Конечно, одним из первых помощников здесь может быть школа, но — только опираясь на ту основу, которая заложена в семье. И всё же, прежде чем предъявлять к школе какие-либо претен­зии, следует беспристрастно оценить её крайне ограничен­ные возможности в сравнении с всесильным влиянием СМИ, и Прежде всего телеви­дения, которое ныне погло­щает всё свободное время че­ловека с раннего детства и до самого преклонного возраста. Что может противопоставить этому всемогущему монстру с его круглосуточным веща­нием школьный учитель с двумя уроками литературы в неделю? Главная же вина школы видится в том, что она не использует чтение как основное средство обуче­ния и развития учащихся.

Наиболее важным в ре­ализации программы пра­вительства Москвы явля­ется государственная под­держка чтения и книгоиз­дания. И это естественно. Чтение — сфера духовная, не коммерческая, и без поддержки государства развиваться не может. К тому же, как комплекс­ная проблема, требующая обязательного взаимодей­ствия различных структур и организаций, без госу­дарственного управления она не может быть реше­на. Вопрос этот принципи­альный. Объективная оценка кризиса чтения в стране и его причин по­казывает, что в основе этого, помимо глобальных обстоятельств (появление новых информационных технологий, утрата книгой монопольного положения как главного источника знаний), существуют и су­губо российские. Они сводят­ся не только к отсутствию го­сударственной политики в об­ласти культуры, но и к прак­тическому отказу государства от участия в культурном про­цессе, в частности, в факти­ческом уходе из книжной сферы, организации книгоиз­книгоиз­дательской и книгораспространительской деятельности. В связи с этим особая цен­ность московской программы в том, что она являет собой принципиальную позицию московского правительства, выраженную в обязательном участии государственных ор­ганов и структур в решении проблем чтения. Затянувшиеся дискуссии по поводу содержания государственной федеральной программы чтения (они идут уже более 5 лет) убеждают в том, что её нельзя создавать по модели национальных про­грамм западных стран, благо­получных по своему социаль­но-экономическому разви­тию, где проблема чтения яв­ляется преимущественно культурологической, связан­ной с развитием культуры, образования. Для России в условиях переходного периода при наличии острых социаль­ных и экономических проблем (обнищание населения и его читающего ядра — ин­теллигенции) программа чтения, чтобы стать националь­ной, должна быть преимуще­ственно социальной, то есть её должна обязательно со­провождать государственная поддержка книгоиздания, книгораспространения, биб­лиотечного дела. Мы имеем в виду решение по примеру западных стран таких норма­тивно-правовых вопросов, как налоги на добавленную стоимость (НДС), льготы на тарифы, цены за аренду поме­щений, коммунальные плате­жи для издательств, библио­тек, книжных магазинов. В России и, в частности, в Москве, несмотря на много­численные дискуссии, в тече­ние последних лет эти вопро­сы так и не решены в полной мере. Если мы не способны освободить от налога на до­бавленную стоимость все не­коммерческие книжные изда­ния, то следовало хотя бы ос­вободить от него так нужную сегодня детскую книгу.

Продолжение


[1] Литературная газета: Московский вестник. — 26 марта -1 апреля 2008. — С. 3.

Меню сайту
  • Тези Гнідець
  • Тези Наєнко
  • Тези Шалагінова
  • Тези Дерези
  • Тези Марченко
  • Тези Ніколенко
  • Тези Лосс
  • Тези Каневська
  • Тези Філатов
  • Тези Черніговець
  • ІНФОРМАЦІЯ НА САЙТАХ ДИТЯЧИХ БІБЛІОТЕК УКРАЇНИ (2009 р.)
  • Тези Уляни Гнідець
  • Тези Ніни Даценко
  • Тези Марченко Н. П.
  • Всеукраїнський Центр Дослідження Літератури для Дітей та Юнацтва
  • Звернення Оргкомітету Міжнародної Науково-практичної конференції «Дитина читає…» до української громади...
  • Рішення учасників міжнародної науково-практичної конференції «Дитина читає»...
  • Национальная программа поддержки и развития чтения в России
  • Человек с книгой — уходящая натура ?
  • Великий світ маленького дитинства
  • Участь у наукових конференціях
  • Науково-дослідні публікації, затверджені ВАК України
  • Науково-методичні публікації
  • Додаткова інформація
  • Краєзнавча діяльність
  • Блог
  • Фотоальбоми
  • Гістьова книга
  • Навчання іноземним мовам
  • Форма входу
    Поиск
    Друзі сайту