Мы намеренно выделяем эти проблемы,
ибо считаем, что в большой, многосторонней московской программе больше всего
как раз не хватает акцента на некоторых практических целях и задачах, решение
которых позволило бы нам преодолеть отставание в книжном деле от западных
стран. Эти цели и задачи известны. Во-первых, это увеличение (примерно в 2
раза) количества книжных магазинов, чтобы приблизиться к европейским
стандартам, где на 10-12 тысяч населения существует один книжный магазин. У
нас по стране один магазин на 50-60 тысяч населения, а в Москве — на 30 тысяч.
При этом заметим, что речь идёт лишь о восстановлении того, что было в 1990
году, ибо в России за последние 15 лет сеть книжных магазинов сократилась более
чем в 2,5 раза (ныне их около 2,5 тысячи, а было более 7 тысяч).
Во-вторых, следовало бы более
конкретно определить задачу, связанную с пополнением основных фондов библиотек
новыми поступлениями книг. Здесь у нас тоже огромное отставание от западных
стран. В Европе из числа издаваемых в течение года книг 30-35% обязательно поступают
в муниципальные, федеральные и университетские библиотеки. У нас же в России в
библиотеки поступает не более 5-6% изданных книг, в Москве — не более 10%.
В-третьих, в последнее десятилетие
особенно заметно, как рынок вытеснил из издательств детскую книгу, а то
немногое, что есть сегодня в московских магазинах, совершенно недоступно обычному
покупателю по цене (от 200 рублей и выше). Если мы действительно хотим увеличить
общее количество издаваемых детских книг в 3-4 раза и сделать их доступными
для приобретения широким кругом населения, то нужны дополнительные меры и
средства со стороны государства. На встрече президента России В. Путина с
молодыми писателями в конце 2007 года прозвучала идея государственного заказа
на некоммерческую гуманитарную книгу. Нам кажется, что её осуществление могло
бы стать наиболее целесообразным и для реализации намеченных в московских
мероприятиях программ по изданию книг для семейного и детского чтения.
Предстоит формировать престиж чтения,
утраченный престиж книги и знаний среди молодёжи. Если кого-то смущает наш
тезис о необходимости всё начинать с чистого листа, тo вот лишь один факт. В
начале прошлого года в газете «Известия» под заголовком «Герои нашего времени»
были опубликованы результаты исследований массового сознания известного
социологического центра (ВЦИОМа). Среди этих героев музыкантом года был назван
Дима Билан, а среди писателей — Дарья Донцова. Социологи также просили выбрать
пятёрку лучших из предложенного списка писателей. Среди них были названы Борис
Акунин, Александра Маринина, Татьяна Устинова, а завершал список Александр
Солженицын. Любопытен и многозначительный комментарий редакции к этим
результатам исследования: «Если страна называет писателями тех, кого знает
преимущественно с помощью телевидения, значит, она ничего не читает, ибо
сегодня книг по телевизору не читают».
Возможно ли радикально изменить
отношение в СМИ, и особенно на телевидении, к роли чтения в жизни людей? Многие
из издателей-книжников, с кем довелось говорить, откровенно признаются, что не
верят в это. «Литературная газета» и другие немногие периодические издания
поместили сотни статей и провели десятки дискуссий, посвященных качеству тех
«ценностей», которые сегодня насаждает отечественное телевидение, но в реальной
жизни ничего не меняется.
В этом можно убедиться на примере
детских телевизионных программ за прошлый год, острая необходимость создания
которых была провозглашена на всех уровнях общественного мнения и власти. Всё
свелось лишь к формальному реагированию первого и второго телеканалов —
объявлению о создании детских программ, но платных, а значит, доступных лишь
весьма ограниченному кругу семей. Осталась нереализованной идея создания эфирного
детского телеканала, куда бы пришли новые люди — не бизнесмены, а просветители,
которые бы несли детям вечные ценности российской культуры.
По нашему мнению, идея развития
детского телевидения может быть реализована только усилиями московского
правительства. В одном из интервью вице-мэра Л.И.Швецовой прозвучало мнение о
готовности Москвы участвовать в создании детского телевизионного канала. Если
это произойдёт, то есть надежда, что в общественном мнении по отношению к
детской книге и чтению произойдут перемены.
В заключение наших комментариев к
московской программе чтения несколько отдельных пожеланий и предложений,
связанных с намеченными мероприятиями столичного правительства.
Для исполнения программы было бы
полезно создать координационный совет, где главную роль следует отвести
ведомствам культуры, печати и образования. Он будет действенным при наличии
рабочего аппарата — исполнительной дирекции или секретариата хотя бы в
количестве 2-3 человек.
Чтобы управлять, нужно быть хорошо
осведомлённым в тех процессах и тенденциях, которые происходят в сфере
книгоиздания и чтения. В той мере, как осведомлены властные органы Москвы,
когда речь идёт о службе быта и торговле, транспорте и связи. Признаемся, что
осведомлённость власти, когда речь идёт о сфере культуры, чаще всего
приблизительная, огра ничивается ооычно эпизодическими отчётами и анализами
в связи с необходимостью принять то или иное давно назревшее решение. Нам кажется,
что в этих целях следовало бы создать постоянно действующий аналитический центр
— не только для изучения спроса покупателей книг, но и для анализа читательских
предпочтений, особенно детской и молодёжной аудитории, в семье, школе.
Весьма полезным могло бы стать
предусмотренное программой создание Московской городской книжной палаты —
единственного в своём роде органа статистики, библиографии и анализа в сфере
книгоиздания и печати. Заслуживает внимания и намерение издавать журнал
«Читающая Москва».
И ещё одно соображение. В Москве
работает, по сути, единственный в стране книжный институт — Московский
государственный университет печати с факультетами полиграфии, издательского
дела и журналистики, рекламы и дизайна. Университет и созданный при кафедре
периодической печати научно-исследовательский центр чтения и современного
рынка печати сотрудничают с Комитетом по печати и массовым коммуникациям
правительства Москвы, в том числе и в разработке программы чтения. Следовало
бы более активно и эффективно использовать университет и его научные
подразделения в реализации программы по поддержке и пропаганде чтения в
столице. Во всяком случае, это было бы менее затратно и более эффективно для
дела.