РАЗДЕЛ 3
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ; ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Программа реализуется в 3 этапа.
Первый этап (2007—2010 гг.) — создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить
ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов
укрепления инфраструктуры чтения.
Цели и результаты 1-го этапа:
•
Системно-аналитическое описание проблем и текущего состояния развития чтения в России и коррек
тировка целей и приоритетов последующих этапов;
•
Разработка и внедрение эффективных механизмов укрепления инфраструктуры с учетом лучшего рос
сийского и мирового опыта;
•
Создание организационных предпосылок для успешной реализации Программы и дальнейшего функ
ционирования инфраструктуры чтения на регулярнойоснове;
•
Получение быстрого эффекта там, где это возможно.
Задачи 1 -го этапа:
•
Дифференцированное изучение состояния инфраструктуры
чтения на уровне институтов, регионов,
поселений, читательских групп, типов контента и носителей (платформ), а также уточнение целей и механизмов
Программы на средне- и долгосрочную перспективу,
обобщение существующего позитивного
опыта;
•
Разработка и реализация пилотных проектов,
прошедших через механизм конкурсного отбора, на
уров
нях
показательных
(репрезентативных) объектов,включая мониторинг и анализ результатов их реализа
ции;
• Формирование
организационных предпосылок для
успешной реализации Программы:
О Создание системы управления реализацией Программы,
включая систему мониторинга и принятия решений;
О Мобилизация и объединение наиболее активных и компетентных работников
сферы управления и специалистов системы образования, библиотек, книжной
индустрии, СМИ и др. вокруг задачи укрепления инфраструктуры чтения в РФ. Подготовка «золотого кадрового резерва» из
числа наиболее талантливых студентов и молодых
специалистов системы образования, библиотек,
книжной отрасли, СМИ и др.;
•
Создание научно-методических и информационных предпосылок для успешной реализации Програм
мы, включая ключевые элементы системы информационного обмена;
•
Реализация первоочередного пакета мероприятий по укреплению инфраструктуры чтения, требующих
неотложного решения, а также комплекса низкозатратных мероприятий с очевидным положительным эффек
том.
Отбором пилотных проектов, контролем над их реализацией, анализом
результатов, выявлением и определением возможностей
распространения позитивных образцов решения проблем, связанных с чтением, должны заниматься сформированные управленческие структуры в Роспечати, Роскультуре,
Рособразовании, иных существующих и специально созданных государственных и общественных органах, а также привлеченные
ими группы специалистов, выполняющие аналитические и экспертные функции.
Для доработки Программы при Роспечати, Роскультуре и Рособразовании планируется сформировать экспертные советы, в состав которых должны входить:
•
специалисты в области социологии (чтения,
культуры), социальной психологии и психологии
чтения, образования, культурологии, политологии,
экономики, права;
•
представители общественности (писатели, журналисты,
издатели, распространители, компетентные
читатели и др.);
•
представители заинтересованных министерств иведомств (экономики, финансов, социального развития,
обороны, внутренних дел и др.).
До момента формирования оптимального механизма управления Программой
функции управления возлагаются на Управляющий Совет из представителей Роспечати и РКС, при котором формируется экспертный совет.
Второй этап (2011—2015 гг.) — системное укрепление инфраструктуры. На этом этапе
происходит распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения
Цели и результаты 2-го этапа:
•
Внедрение инноваций в готовые к ним учреждения; системное укрепление инфраструктуры поддерж
ки и развития чтения и ее дальнейшее функционирование на постоянной основе;
•
Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения и плавная интеграция в
нее механизмов управления Программой;
•
Запуск на регулярной основе системы целеполагания и мониторинга результатов по ключевым целям и
индикаторам Программы и функционирования инфраструктуры;
•
Достижение конкретных результатов по
ключевымцелям Программы, параметры которых были
конкрети
зированы в рамках 1-го этапа Программы.
Мероприятия программы должны осуществляться дифференцированно в соответствии с выделенными ранее направлениями.
Третий этап (2016—2020 гг.) — реализация заложенного потенциала, интенсивный рост. На этом этапе происходят реализация заложенного потенциала,
смещение фокуса с инфраструктуры на улучшение
качества человеческого капитала за счет роста культурной компетентности граждан.
Цели и результаты 3-го этапа:
• Достижение ключевых результатов Программы, целевые параметры которых были конкретизированы в рамках 1-го и уточнены в рамках 2-го этапов ее реализации; переход на критерии оценки человеческого капитала в России, соответствующие принятым в ведущих развитых странах;
•
Нормативно-правовое закрепление точек и зонроста;
•
Создание нормативных механизмов воспроизведения книжной и читательской культуры, развития
культурной компетентности населения.