РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Для реализации Национальной
программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:
существуют институциональные
структуры, пред назначенные для хранения и распространения печат ной продукции
и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства,
книжная торговля, архивы);
имеется в наличии
огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;
в стране активно
работают профессиональные ли тераторы — журналисты,писатели,переводчики, лите
ратурные критики, литературоведы — и их обществен
ные объединения;
государственные и
частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
специализированные
магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности
в приобретении нужной им печатной продукции;
регулярно проводятся
книжные ярмарки и выставки;
в стране есть читательская
группа, ориентированная на чтение серьезной литературы — профессиональной и художественной;
есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литера торов;
в стране есть необходимый
потенциал средств массовой информации, который может быть использо ван для пропаганды
чтения;
в стране есть развитая
сеть образовательных учреждений и библиотек;
в обществе не до
конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему
поколению.
Реализация Национальной
программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой
государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные
между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших
национальных задач.
БИБЛИОТЕКИ
Библиотека — это
единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати
и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы
предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации
всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества
(особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных
институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение
доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость
библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными
учреждениями культуры вместе взятыми.
В РФ в настоящее
время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число
остается стабильным
благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности
переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры,
образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и
организационный потенциал.
Федеральные и региональные
универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц)
в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают
современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного
центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных
технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько
сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное
или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую
очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального
культурного достояния и информационных ресурсов страны.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день
система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым,
а для значительной части — важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются
основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность,
отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня
зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества
в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной
структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.
В рамках этого социального
института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие
ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности:
широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными
возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей,
работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование.
Поскольку традиция
чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства
детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему
общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает
почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является
основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.
В последние годы
система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с
принятием Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана
на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа
2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании
человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны,
обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость
опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы
образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие
компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей
интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием
непрерывного образования и саморазвития.
СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ЧТЕНИЯ
Задачами популяризации
чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:
о Содействие формированию
благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности
людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
О Продвижение лучших
образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;
О Формирование в
общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
О Создание положительных
и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных
магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
О Вовлечение в активное
квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих людей.
В России не до конца
утрачены традиции популяризации чтения, которые были заложены еще в дореволюционной
России, сохранены и развиты в советское время. Это и популяризаторская роль библиотеки,
и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи.
Многое делается в современной России и на уровне отдельных проектов.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Основная функция
книжной индустрии — обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы
и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной
торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные
издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки
кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце
80-х — начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно
сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.
По числу и разнообразию
наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем
рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный
дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле
не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в
крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько
тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной
Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании,
представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается
национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books
in print».
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Эффективное функционирование
сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической
базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные
научные и образовательные ресурсы.
В сегодняшней России
есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек,
системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская
академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы — университеты культуры, печати,
Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом
обладают не только национальные библиотеки — РГБ и РНБ, но и многие федеральные
и региональные библиотеки.
За годы реформ в
отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли
многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть
значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили,
но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того,
энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей
деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим
образцам из развитых стран.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ
В России есть сложившаяся
система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения.
Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации
педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет
печати, Литературный институт и др.
В ряде учебных заведений
страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов
для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому
чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т.д.
Хотя в силу целого
ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров
(подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о
создании системы с нуля.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
В дореволюционной
России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления
отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ
была демонтирована или не смогла выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических
условиях, существуют предпосылки для сравнительно быстрого восстановления целостного
управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти — Минобрнауки,
Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование — объединят усилия для формирования
и реализации современной государственной политики, систематическим образом связывающей
основные составляющие инфраструктуры чтения.
В последние 15 лет
и государство, и библиотечное сообщество много сделали для определения ориентиров
библиотечной политики. Принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном
деле» и «Об обязательном экземпляре документов» легли в основу целого свода региональных
законов в субъектах Российской Федерации, а также других правовых и нормативных
актов. Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного
дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют
основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также
центральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.
В последнее время
претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая
процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников
значительными полномочиями:
были приняты поправки
к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципаль
ным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных
программ. На институциональном уровне учреждения образования были наделены правом
самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;
разрабатываемая концепция
развития этнокультурного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обучения к интересам всех этнических
групп, представ
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;
проект Федерального
закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федера
ции» направлен на увеличение роли представителей объединений работодателей в формировании
переч
ней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных
стандартов
профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования;
• обозначилась тенденция расширения сферыучастия
родителей в управлении работой образова
тельных учреждений.
Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые активно заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.