П`ятниця, 17.05.2024, 14:17 | Вітаю Вас Гість

Уляна Баран


ban

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации Национальной программы под­держки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

существуют институциональные структуры, пред­ назначенные для хранения и распространения печат­ ной продукции и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы);

имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в  упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;

в стране активно работают профессиональные ли­ тераторы — журналисты,писатели,переводчики, лите­ ратурные критики, литературоведы — и их обществен­
ные объединения;

 

государственные и частные издательства регу­лярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;

специализированные магазины, отделы супермар­кетов, киоски представляют читателям широкие возмож­ности в приобретении нужной им печатной продукции;

регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;

в стране есть читательская группа, ориентиро­ванная на чтение серьезной литературы — профессио­нальной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литера­ торов;

 

в стране есть необходимый потенциал средств массовой информации, который может быть использо­ ван для пропаганды чтения;

в стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;

в обществе не до конца утрачены богатые литера­турные традиции и желание передать их подрастающе­му поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека — это единственный социальный инс­титут, где отслеживается национальный репертуар пе­чати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предостав­лять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институ­циональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значитель­ную долю ответственности за обеспечение доступ­ности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библио­тек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза вы­ше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

 

В РФ в настоящее время действуют более 130 ты­сяч библиотек различных типов и видов, и это число

остается стабильным благодаря усилиям профессио­нального сообщества. В целом, несмотря на все слож­ности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образо­вания и науки, которая в значительной степени сохра­нила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные на­учные, публичные и вузовские библиотеки (всего око­ло 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного цент­ра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий кор­поративного формирования базы метаданных. В стра­не трудятся несколько сотен тысяч библиотечных ра­ботников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Зна­чительный объем накопленных фондов, в первую оче­редь фондов крупнейших библиотек, составляет важ­нейшую неотъемлемую часть национального культур­ного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязатель­ного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части — важнейшим инс­титутом социализации. Именно в школе закладывают­ся основы для будущих социальных достижений обуча­ющихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состо­яния школы сегодня зависит дальнейшая судьба оте­чественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока ос­тается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компе­тенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, свя­занной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чте­нию детей, в том числе с ограниченными возможнос­тями (система специальных коррекционных учрежде­ний); более 90% учителей, работающих в области обу­чения чтению, имеют высшее образование.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим буду­щие поколения читателей.

В последние годы система образования претер­певает серьезные изменения, особенно в связи с

принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственно­го совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческо­го капитала, сохранении и укреплении конкуренто­способности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана не­обходимость опережающего (по сравнению с сегод­няшними социальными запросами) развития систе­мы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетен­ций, обеспечивающих обучающимся равные старто­вые возможности для дальнейшей интеграции в ак­тивную социокультурную жизнь и являющихся непре­менным условием непрерывного образования и саморазвития.

СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ

Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:

о Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и усло­вий доступности людям полезной для жизни и соци­ально необходимой литературы;

О Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

О Формирование в общественном мнении предс­тавлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

О Создание положительных и привлекательных об­разов читающего человека, книги, литературы, библио­тек, книжных магазинов и других социальных институ­тов, связанных с чтением;

О Вовлечение в активное квалифицированное чте­ние нечитающих и мало читающих людей.

В России не до конца утрачены традиции популя­ризации чтения, которые были заложены еще в доре­волюционной России, сохранены и развиты в советс­кое время. Это и популяризаторская роль библиоте­ки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдель­ных проектов.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии — обеспечи­вать разнообразие и высокое качество издаваемой ли­тературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включа­ющая крупные книжные издательства, полиграфичес­кую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход от­расли к рыночным отношениям в конце 80-х — начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее разви­тии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в разви­тии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издавае­мых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный де­фицит советских времен, когда пользующихся чита­тельским спросом книг в книготорговле не хватало, ус­тупил место широкому разнообразию книжной продук­ции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколь­ко тысяч, крупнейшие из которых одновременно явля­ются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные ма­газины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эффективное функционирование сложной инфра­структуры поддержки и развития чтения требует мощ­ной научно-методической базы. Особенно это акту­ально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.

В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, биб­лиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская акаде­мия образования, и ведущие «отраслевые» вузы — университеты культуры, печати, Литературный инсти­тут, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только националь­ные библиотеки — РГБ и РНБ, но и многие федераль­ные и региональные библиотеки.

За годы реформ в отечественной исследовательс­кой практике, в том числе связанной с чтением, прои­зошли многочисленные негативные изменения (под­робнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учрежде­ний, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой об­ласти. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образова­тельные разработки, не уступающие лучшим образ­цам из развитых стран.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструкту­ры чтения. Действует разветвленная сеть педагогичес­ких вузов и институтов повышения квалификации педа­гогов, институтов культуры (готовят в том числе библио­текарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны ин­новационные методики подготовки учителей, библиоте­карей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юно­шескому чтению, редакторов-корректоров, маркетоло­гов и т.д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значи­тельное совершенствование системы подготовки кад­ров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модер­низации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ

В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтиро­вана или не смогла выполнять свои функции в изме­нившихся социально-экономических условиях, суще­ствуют предпосылки для сравнительно быстрого вос­становления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти — Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование — объединят усилия для формирова­ния и реализации современной государственной по­литики, систематическим образом связывающей ос­новные составляющие инфраструктуры чтения.

В последние 15 лет и государство, и библиотечное со­общество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Феде­ральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязатель­ном экземпляре документов» легли в основу целого сво­да региональных законов в субъектах Российской Феде­рации, а также других правовых и нормативных актов. Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также цент­ральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.

В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:

были приняты поправки к закону «Об образова­нии», предоставляющие региональным и муниципаль­
ным органам управления образованием большую сво­боду в определении содержания образовательных
программ. На институциональном уровне учреждения образования были наделены правом самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные ма­териалы и методики преподавания;

разрабатываемая концепция развития этнокультурного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обу­чения к интересам всех этнических групп, представ­
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;

проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федера­
ции» направлен на увеличение роли представителей объединений работодателей в формировании переч­
ней направлений подготовки (специальностей), разра­ботке государственных образовательных стандартов
профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования;

              обозначилась тенденция расширения сферыучастия родителей в управлении работой образова­
тельных учреждений.

Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые актив­но заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.

продолжение

Меню сайту
  • Тези Гнідець
  • Тези Наєнко
  • Тези Шалагінова
  • Тези Дерези
  • Тези Марченко
  • Тези Ніколенко
  • Тези Лосс
  • Тези Каневська
  • Тези Філатов
  • Тези Черніговець
  • ІНФОРМАЦІЯ НА САЙТАХ ДИТЯЧИХ БІБЛІОТЕК УКРАЇНИ (2009 р.)
  • Тези Уляни Гнідець
  • Тези Ніни Даценко
  • Тези Марченко Н. П.
  • Всеукраїнський Центр Дослідження Літератури для Дітей та Юнацтва
  • Звернення Оргкомітету Міжнародної Науково-практичної конференції «Дитина читає…» до української громади...
  • Рішення учасників міжнародної науково-практичної конференції «Дитина читає»...
  • Национальная программа поддержки и развития чтения в России
  • Человек с книгой — уходящая натура ?
  • Великий світ маленького дитинства
  • Участь у наукових конференціях
  • Науково-дослідні публікації, затверджені ВАК України
  • Науково-методичні публікації
  • Додаткова інформація
  • Краєзнавча діяльність
  • Блог
  • Фотоальбоми
  • Гістьова книга
  • Навчання іноземним мовам
  • Форма входу
    Поиск
    Друзі сайту