ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Из сказанного следует,
что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только
сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура
поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более
того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном
этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной
культуры.
Начиная со второй
половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно
возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях
быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все
более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей
в стране.
В усложняющемся и
быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного
типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим
(в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:
Намного более затруднен
информационный обмен между разными регионами России; между разны
ми типами поселений (мегаполис, крупный город, средний город, село), между различными
слоями и
группами населения, между представителями различных профессий; недостаточен информационный
обмен
между Россией и другими странами;
В информационном
пространстве страны доминируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы преобладающей части населения
страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и электронную) информацию не удовлетворяются;
Необходимое знание
своевременно не доходит до массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается недостаточной, чтобы помочь в
решении жизненно
важных проблем;
Обмен жизненно важными
сведениями между государством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально значимых проблем;
Социально необходимое
знание в обществе обновляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.
Эти факторы тормозят
развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной
экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно
конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.
В этих условиях обмен
письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть
активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития
страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-
зом, книжной продукции
(в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники,
переписка — служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации
и знаний. Чтение — основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого
и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио,
повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию
и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску
достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого
и настоящего.
Чтение — это важнейший
способ освоения базовой социально значимой информации — профессионального и обыденного
знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих
и текущих событиях, нормативных представлений, — составляющей основу, системное
ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является
важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и
обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания
и приумножения богатства родного языка.
Понимание, оценка
и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации,
интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом
зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной
продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах — учебных
и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению
печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности,
который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования
членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).
Чтение обеспечивает:
A) в экономической области —углубленное понимание
экономических тенденций и их социальных последствий;
Б) в политической
области:
— профессиональных политиков — профессиональными
знаниями и навыками выработки и контроля над реализацией социально приемлемых решений;
— членов общества — средствами распознавания
и избегания манипуляторских интенций политиков;
B) в правовой области:
на профессиональном
уровне — накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе;
на обыденном уровне
— массовый доступ к правовой информации;
Г) на уровне мировоззрения
— накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных,
научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;
Д) на уровне трансляции
социально значимого опыта — получение общеобязательных социально значимых знаний;
возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение
сведений о текущих событиях.
Однако сегодня в
российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:
Увеличивается доля
россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991
году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта
цифра составила 63%.
Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.
Утрачиваются традиции
семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, се
годня — только в 7%.
Снижается интерес
населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газе
ты, то в 2005 году — только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16%
и 7% соответственно.
Растет невзыскательность
вкуса и предпочтений в области чтения — выбор профессиональной, художественной,
массовой литературы свидетельствует об ихупрощении даже в интеллектуальной среде.
Ухудшается владение
родным языком: в обществеродная речь де-факто становится все более примитив
ной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование
англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.
Снижается уровень
грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной
грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то
время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
Издательская политика
смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм
и содержания) информационной ценности.
Возрастают сугубо
развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности млад
ших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
Снижается востребованность
«высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и
художественной литературы даже в крупных библиотеках.
• Растущее расхождение
между читательским спросом и возможностями предложения библиотек
среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности,
вызывает неуклонное
снижение интереса к ним со стороны общества.
Утрачиваются ценностные
ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих мо
ду на чтение качественной литературы.
В обществе нарастают
— даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» — представления и
мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом
и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Проблема, соответственно,
состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:
развития человеческого
потенциала — повышения уровня культуры и образованности населения;
принятия компетентных
решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предп
риятий, общественных организаций;
развития интеллектуальной
элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного
уровня в стране;
повышения качества
жизни и культурной активности граждан;
• повышения статуса страны в мире количество
читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.
Это неизбежно ведет
к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной
компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры
(в пределе — ксенофобия), но и незнакомые области собственной культуры, что чревато
накоплением нерешенных проблем в обществе и даже последующими социальными беспорядками
и взрывами (поскольку некомпетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить,
ни сформулировать социально значимые проблемы, ни найти пути их решения).
Определенное снижение
интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией
средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые
вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации и как средство
рекреации. Однако в разных странах — модернизованных и активно модернизирующихся
— представители культурных, интеллектуальных, политических, деловых элит предпринимают
активные попытки противодействовать этим тенденциям. Они ищут эффективные способы
целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культурного
уровня членов общества, для успешного взаимодействия внутри него, для обмена информацией
с другими странами.
Проблемы чтения в
России имеют специфику, порожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются
факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены
тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность
и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям,
а новые находятся в стадии становления.
БИБЛИОТЕКИ
Расширение числа
задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе
недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.
Существующий в библиотечной
сфере уровень оплаты труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере
культуры, что делает практически невозможным существенное совершенствование информационно-библиотечного
обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в связи с постоянно
растущими требованиями к профессии библиотекаря в информационном обществе на фоне
отсутствия притока молодежи и старения библиотечных кадров.
Система библиотек
лишена адекватной системы управления и действует в недружественном (а зачастую
и враждебном) нормативно-правовом поле:
В Положении о Министерстве
культуры РФ даже не указано, что Минкультуры несет прямую ответствен
ность за разработку государственной политики в области библиотечного дела и сети
общедоступных (публич
ных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (архивы, кинематографию, музеи)
говорится подробно.
В Министерстве культуры
были последовательно ликвидированы Управление по делам библиотек, а за
тем Отдел библиотек. В настоящее время в Министерстве культуры нет специалистов,
отвечающих за библио
течное дело. Отдел библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии
не имеет достаточных
ресурсов и полномочий для оказания серьезного влияния на деятельность библиотек
страны.
Библиотеки находятся
в ведении разных органов госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имею
щих в своем составе подразделений с достаточными ресурсами и полномочиями для эффективного
управ
ления библиотечными подсистемами. Координация между Минобрнауки и Минкультуры —
основными фе
деральными ведомствами в сфере развития библиотек — не осуществляется. Никто не
несет ответственности за
развитие библиотечной системы РФ в целом.
• Принятие ряда федеральных законов
(ФЗ №94, 122, 131) в отсутствие Государственного библиотечно
го стандарта и зачастую недостаточной квалификации муниципальных и региональных
властей приводит не
только к сокращению комплектования библиотек, но и к их закрытию в ряде регионов.
В результате почти
полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек
в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату,
сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов,
обеспечением их доступности для пользователей.
Приток новых изданий
в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два
раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран — ежегодное поступление 250 новых
книг на 1000 жителей — разница между регионами России по этому показателю достигает
десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100—150 книг (а это значительно
больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.
В большинство сельских
библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах
населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского
кодекса, карты России, правительственных изданий.
Две федеральные библиотеки
России со статусом общенациональных — РГБ и РНБ — в настоящий момент не осуществляют
методическое руководство библиотеками страны в должной мере. Отсутствует системная
деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного
обслуживания. Научные
наработки библиотек в области социологии и психологии чтения практически не востребованы
книжной отраслью и органами государственной власти.
Типовая муниципальная
публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано
целым комплексом факторов:
• Неудобство, некомфортность и несовременность
помещения библиотеки и расположения книг (основ
ная часть фондов расположена не на полках в открытом доступе, а в хранилищах);
• Отсутствие привлекательных помещений
для культурно-массовых мероприятий, конференц-залов,
учебных аудиторий;
Неудобное для посетителей
местоположение;
Несоответствие фондов
запросам читателей;
Отсутствие или недостаток
компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и др. техники;
Низкий социальный
статус и зачастую недостаточная квалификация библиотекаря;
Отсутствие материально-технической
базы для посетителей с ограниченными возможностями (слепых
и слабовидящих и др.).
Как следствие всего
комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере
свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.
В то же время становление
высокоразвитого книжного рынка (который берет на себя значительную часть
нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) потребует длительного времени,
больших усилий и инвестиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с темпами роста
покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему
необходимо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний
и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Переход к рыночным
отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной торговли
в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны.
Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых
городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг.
Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств,
а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы
в провинции могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг.
В то время как в
развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5—10 книжных магазинов, в РФ
эта цифра составляет 1,5—2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом
более 50 тыс. наименований. В большинстве магазинов он не превышает 2—3 тыс.,
что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции
в должной мере
Время доставки книги
по почте в удаленные регионы страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и
Канаде), причем величина почтового тарифа на книги делает этот канал недоступным
для значительной части населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки
препятствуют развитию книжной торговли на значительной части территории РФ — по
сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продолжается процесс приватизации
муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепрофилированием.
Основная часть книжных
магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней электронной
базы данных, что существенно тормозит развитие отраслевой системы возвратов и вынуждает
книготорговцев в средних и малых городах ограничивать ассортимент только «бестселлерами».
Новая качественная
литература не циркулирует свободно по территории всей страны, а оседает в основном
в тех городах, в которых издается. «Книжного голода» нет только в Москве, Санкт-Петербурге
и в нескольких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным
образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных
достоинств (для взрослого населения — боевики, триллеры, детективы, сентиментальные
дамские романы, а для детей — «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом,
большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный
репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных
«суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.
В России недостаточно
издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых
наименований против 20—25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований
литературы для детей и подростков (7% против 25—30%).
Население плохо или
почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний издается
сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной
ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие
разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к
ее отчуждению от чтения в настоящем и будущем, но и к потере стартовых возможностей
и тем самым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную
социокультурную жизнь.
Большие объемы ценной
и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степени пользуются
лишь 15 процентов населения. Даже если говорить об аудиовизуальной информации,
передаваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую
лишь 1—2 канала.
С этой точки зрения,
проблема заключается в расхождении между необходимостью активно осваивать и использовать
информацию, важную для социокультурной адаптации в переходных условиях, с одной
стороны, и отсутствием доступа к этой информации для многих социальных групп во
многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на признание
необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в
российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей
читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.
Цели в области обучения
чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до
технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста,
связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями
из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют
в образовательных стандартах.
Нарушена преемственность
между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных
подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения
на более ранних ступенях образования.
Чтение практически
не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей
доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний
навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом
упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у
обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже
тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности,
постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не
формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной
информации.
Не учитываются в
полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности, значимые для
интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные
школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необходимыми учебными пособиями,
оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области
современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной
квалификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего
образования и уровне подготовки обучающихся не находит пока отражения ни в организации,
ни в содержании процесса обучения чтению.
Отсутствие системы
оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных
этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных
его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для
совершенствования навыков чтения.
В удручающем состоянии
находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на
80% состоят из учебников; поступление художественной и научно-популярной детской
и юношеской литературы в библиотеки практически полностью прекращено. Скудные
уже сегодня, через 5—6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы)
школьных библиотек вообще перестанут соответствовать современному потоку информации
и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.
Школьная библиотека
практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но
и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература
устарела физически и по содержанию.
Особого внимания
заслуживает проблема подготовки школьных библиотекарей — их квалификация не соответствует
современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена.
Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотекарей для детских и юношеских
библиотек; соответствующие методические разработки — единственный инструмент, позволяющий
работникам школьных библиотек повышать свой профессиональный уровень —
создаются только отдельными энтузиастами.
Система учреждений
дополнительного образования в области развития читательской компетентности в РФ
в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.
В целом существующая
система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого
сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может
компенсировать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших
общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся
и увеличивающихся потоков информации и знаний.
СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ЧТЕНИЯ
На уровне государства
и общества не осмыслены роль и значимость чтения как одного из важнейших инструментов
развития страны. Соответственно в неудовлетворительном состоянии находится и система
популяризации чтения. Отсутствует государственная и общественная политика в этой
сфере, нет четко поставленных долгосрочных и краткосрочных целей, не развита соответствующая
нормативно-правовая база.
Несмотря на то, что
в стране довольно регулярно проводятся отдельные мероприятия, направленные на
пропаганду книги и повышение культуры чтения, их количество неизмеримо меньше,
чем в развитых и активно развивающихся странах. Книжная реклама остается безадресной,
механизм отслеживания ее эффективности отсутствует.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В России сегодня
не выстроена целостная система организации научной и методической работы в области
чтения и грамотности. Отдельные центры изучения соответствующих проблем и энтузиасты
не имеют достаточных ресурсов для их решения.
Не осуществляются
перспективное планирование и координация научной деятельности в этой области. Книжный
бизнес практически не инвестирует в соответствующие исследования и разработки,
а их результаты практически не востребованы.
Существует острый
дефицит научных журналов по проблемам чтения, грамотности, развития отдельных
институтов инфраструктуры чтения.